Назад

Как авторемонтные салоны могут обезопасить себя от мошенников с помощью электронной подписи

19 мая 2025

В Москве началась новая волна мошенничества в сфере автоуслуг. Злоумышленники обзванивают клиентов автосервисов, представляясь механиками, и выманивают деньги за ремонт. Как электронная подпись поможет защитить интересы клиентов и автосервисов от подобных ситуаций, расскажем в статье.

В чём суть

По данным новостного канала Mash, появился новый вид телефонного мошенничества, связанный с автосервисами. Как работает схема: злоумышленники звонят в автосервисы от имени клиентов, узнают информацию о марке автомобиля и статусе ремонта, затем перезванивают владельцам машин, представляются сотрудниками сервиса и сообщают, что работа выполнена, но из-за высокой нагрузки или якобы проделанных в процессе ремонта дополнительных работ нужно доплатить крупную сумму.

По информации сотрудников сервиса, таких звонков поступает множество. Полиция уже занимается поиском мошенников.

 

Как работает ЭП и как она поможет обезопасить сделки

Чтобы надёжно, прозрачно и юридически значимо закрепить обязательства сторон при оказании услуг автосервиса, можно использовать электронную подпись. Так автосалон обеспечит защищённое взаимодействие с клиентом, и любая доплата будет обоснована и подписана в электронном виде.

Электронная подпись (ЭП) – это цифровой аналог рукописной подписи.

Согласно российскому законодательству, выделяют следующие виды электронной подписи: простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (УНЭП) и усиленная квалифицированная (УКЭП). 

Простая электронная подпись может быть представлена в разном виде, например, как галочка «Согласен/Принимаю условия», логин и пароль или код подтверждения из сообщения. Её можно использовать для оплаты покупки в интернете, входа в личный кабинет, подтверждения банковской операции или подписки на email-рассылки. Не рекомендуем использовать ПЭП для документооборота, так как отсутствие криптографической защиты делает её уязвимой перед хакерскими атаками и внесением односторонних правок в документ после его подписания. Одним словом, она вряд ли защитит от вышеописанных мошеннических действий.

Усиленные виды ЭП надёжно защищены криптографией – математическим методом шифрования. Такая защита гарантирует безопасность документа: его нельзя изменить после подписания, исправить содержимое или подделать. При внесении любых изменений в документ математическая связь подписи с документом нарушается. Скорректированный файл уже не будет считаться подписанным.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для подписания различных документов любого бизнеса с физлицами. Ей можно подписать договоры оказания услуг, административные и кадровые документы, согласия на обработку персональных данных, акты и многое другое. Выпустить УНЭП можно онлайн или очно в удостоверяющем центре. 

Усиленная квалифицированная электронная подпись подходит для подписания практически любых документов. Чаще всего она используется в случаях, когда информацию нужно передавать в государственные органы. С помощью УКЭП можно зарегистрировать права собственности на недвижимость в Росреестре, подписать пакет документов на регистрацию юрлица, подать заявление об обеспечении иска в суд, подписывать счета-фактуры. Для выпуска УКЭП нужно обязательно пройти очную идентификацию личности представителем удостоверяющего центра, аккредитованного Минцифры. Выпуск УКЭП имеет более длительный пользовательский путь и его стоимость выше, чем у УНЭП. 

Для повседневного документооборота бизнеса с физлицами лучше всего подойдёт УНЭП. 

Какие документы может подписывать автосалон с клиентами, используя УНЭП:

Электронная подпись упрощает многие процессы в автосервисе и позволяет прозрачно зафиксировать все договорённости: любые уточнения, дополнительные работы и запчасти при использовании ЭП оформляются допсоглашением и также подписываются с двух сторон. Такое решение для взаимодействия с клиентами позволит даже самым неопытным пользователям цифровых систем избежать попадания на уловки мошенников. 

Электронная подпись избавит клиента от необходимости оформлять кипу бумажных документов, поможет оперативно и удалённо подписать документы на дополнительные работы, бережно хранить их и сэкономит время, что повысит доверие и лояльность к автосервису. А компании не нужно будет тратить деньги на бумагу, печать, содержать архив с бумажными документами, организовывать их логистику и терять время сотрудников на обработку информации. При этом все стороны сделки могут быть уверены, что документы защищены от односторонних изменений и подделок. 

 

Сервис электронной подписи Сайн.Клик для автосервисов: что это и как работает 

Цифровизация проникла уже во все сферы бизнеса, и авторемонтные мастерские не стали исключением. Вместо бумажных договоров и заказ-нарядов – удобная цифровая среда, где все документы подписываются онлайн, а взаимодействие с клиентами – быстрое и прозрачное.

Одним из удобных инструментов для цифровизации документооборота в автомобильной сфере является сервис электронной подписи Сайн.Клик с самым простым пользовательским путём. Бизнес отправляет договор на подпись, адресат получает СМС, содержащее ссылку на документ, читает его, а затем нажимает кнопку «Подписать». При этом создаётся усиленная электронная подпись (УНЭП), защищённая криптографией, которую невозможно взломать или подделать, а в документ нельзя будет внести изменения в одностороннем порядке после подписания. Все документы хранятся в личном кабинете сервиса и автоматически направляются всем подписантам. Сайн.Клик работает в соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ «Об электронной подписи», документы, подписанные в сервисе, имеют юридическую силу и признаются судом.

Подключить Сайн.Клик можно любым удобным для автосервиса способом. Документооборот можно вести не только в личном кабинете на сайте сервиса, но и внедрить в IT-систему вашей компании. Сервис может встроиться в вашу информационную систему с помощью API. Кейс о том, как Сайн.Клик помог оцифровать автопарк, читайте здесь

 

Преимущества электронного подписания документов

Выделили 7 главных преимуществ электронной подписи для любого бизнеса:

Никаких трат на печать, картриджи, доставку и хранение документов. Электронные документы не требуют дополнительных вложений и содержатся в удобном онлайн-формате.

Электронная подпись существенно сокращает время на подписание документов. Все операции выполняются онлайн, в 1 клик. 

Криптографическая защита усиленной ЭП гарантирует неизменность документов после подписания. Они не могут быть скорректированы в одностороннем порядке задним числом, а доступ к ним всегда остаётся у подписантов. Никаких потерянных документов – всё под рукой в любой момент.

Клиенты, партнёры и сотрудники оценят ваш современный подход к документообороту. А вы существенно экономите их время и упрощаете взаимодействие с вашей компанией. 

Использование ЭП снижает уровень ошибок в работе с документами, позволяет их упорядочить, минимизировать человеческий фактор и осуществлять лёгкий поиск документов.

Каждый документ, подписанный электронно, помогает сберечь деревья и уменьшить количество отходов. Выбирая ЭП, вы заботитесь об окружающей среде.

Экономия времени позволит вам обслуживать больше клиентов, расширять географию бизнеса, выстраивать процессы более эффективно и зарабатывать ещё больше.  

Электронная подпись – это не просто тренд, а эффективное решение для современного бизнеса.

 

Подводя итоги

Современные технологии защиты электронных документов настолько совершенны, что злоумышленники просто не смогут подделать вашу подпись или внести изменения в документы. 

Криптографическая защита усиленной электронной подписи гарантирует:

С усиленными видами электронной подписи ваш документооборот будет надёжным и безопасным. Так, ни один клиент автосервиса не станет жертвой злоумышленников, зная, что все документы подписываются в сервисе электронной подписи.