Назад

НЭП простыми словами: что это значит и где применяется?

08 февраля 2024

В электронном документообороте используется несколько видов электронных подписей (сокращенно ЭП). Если для вас важен баланс между легкостью получения и надежностью, мы рекомендуем выбрать усиленную неквалифицированную электронную подпись (сокращенно УНЭП или НЭП).

Здесь и далее мы будем указывать сначала термин, а потом его аббревиатуру. Компании, работающие на этом рынке, чаще всего пользуются именно сокращениями, и мы надеемся, что после нашей статьи вам будет проще в них ориентироваться. 

Кстати, вы знали, что ЭЦП и ЭП – это одно и то же? Просто ЭЦП – это устаревшее понятие, и сегодня корректнее использовать термин «ЭП».

 

Что же такое усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)?

 

Итак, что такое УНЭП? Простыми словами это цифровой аналог рукописной подписи. Она представляет собой набор символов, которые используются для идентификации подписи конкретного документа конкретным лицом. А теперь обратимся к закону. В России определяет и регулирует применение НЭП и других видов ЭП ФЗ №63 «Об электронной подписи».

 

Статья 5 закона №63-ФЗ «Об электронной подписи» гласит, что неквалифицированной ЭП является подпись:

  1. Созданная при помощи криптографического преобразования информации посредством ключа ЭП.

  2. Защищающая документ от внесения односторонних правок: если оригинальное содержание электронного документа изменено, то он будет считаться новым, и подписывать его надо будет заново. 

Единственное, что отличает НЭП от собственноручной подписи на практике – это необходимость сторонам электронного документооборота (ЭДО) заключить соглашение о признании НЭП. После этого документы, заверенные НЭП, будут иметь ту же юридическую силу, что и бумажные документы, подписанные собственноручно. К примеру, если НЭП используется при ведении внутреннего электронного документооборота компании, то перед ее применением необходимо составить локальный нормативный акт.

 

Как получить НЭП?

 

По закону усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП) можно получить как с сертификатом, так и без него. Отсутствие сертификата ускоряет процесс получения подписи и делает электронный документооборот еще быстрее. Выбор наличия или отсутствия сертификата зависит от сферы деятельности бизнеса. Там, где уровень возникновения рисков низкий и количество разбирательств минимальное – отлично подойдет юридически значимая и защищенная криптографией электронная подпись без сертификата. В тех сферах, где уровень возникновения рисков выше, выше и риск потенциальных судебных разбирательств. Это значит, может потребоваться дополнительная доказательная база, которую и обеспечит сертификат. Например, это актуально для промышленного сектора, в спорте или в энергетике. Наличие или отсутствие сертификата не сказывается на надежности подписи, так как ЭП построена на базе криптографических стандартов. А криптографию невозможно взломать. 

За сертификатом УНЭП нужно обратиться в специальную организацию – удостоверяющий центр (УЦ). Получить его можно только после идентификации личности заявителя. Эта процедура может быть очной, и тогда пользователю требуется лично посетить УЦ, а может быть дистанционной – например, через «Единую систему идентификации и авторизации» (ЕСИА) или онлайн в момент подписания документа, как это реализовано в Sign.Me. В первом случае необходимо прийти в УЦ с паспортом, ИНН и СНИЛС, во втором – ввести ФИО и номер телефона контрагента, чтобы отправить документ на подпись или скачать приложение, авторизоваться в Госуслугах и подтвердить выпуск сертификата НЭП. Какой способ получения НЭП выбрать, решать вам.

 

Как устроена НЭП?

 

Перейдем к вопросу посложнее: из чего состоит НЭП. Термин «усиленная неквалифицированная электронная подпись» значит, что этот вид ЭП создается с применением средств криптографической защиты информации (СКЗИ), которые используют две уникальные последовательности знаков, связанные друг с другом: открытый и закрытый ключи. 

Закрытый ключ известен ТОЛЬКО владельцу и хранится вдали от третьих лиц. Именно с помощью закрытого ключа выполняется шифрование подписываемых документов. Поэтому закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе, защищенном ПИН-кодом, на персональном компьютере владельца, в облаке или в специальном мобильном приложении телефона. 

Открытый ключ ЭП доступен всем лицам, с которыми владелец ЭП ведет электронный документооборот. Открытый ключ математически связан с закрытым и позволяет всем участником сделки убедиться в подлинности подписи.

Подлинность подписи, которая создается с использованием закрытого ключа, проверяется с помощью открытого ключа, который содержится в сертификате неквалифицированной электронной подписи и имеет математическую связь с закрытым ключом. Эти криптографические средства позволяют установить личность подписанта и обезопасить содержание электронного документа от односторонних правок.

Благодаря такой архитектуре неквалифицированная электронная подпись достаточно надежна и количество сценариев ее применения намного выше, чем в случае с простой электронной подписью (ПЭП). 

 

Как выглядит УНЭП?

 

Неквалифицированная подпись может иметь разный вид, поскольку для каждого типа данных используется отдельный механизм защиты. Внешне ЭП может быть:

  1. Набором знаков (цифры и буквы), который кажется случайным. Эта информация содержится в отдельном специальном файле с расширением .sig или .p7s (реже – другие расширения).

  2. Штампом или графической картинкой. Однако фактически это просто визуализация УНЭП. Внутри нее всегда зашита сложная криптография.

С основными признаками неквалифицированной электронной подписи разобрались, перейдем к практике.

 

Для чего нужна УНЭП, где используется?

 

Сфера применения неквалифицированной эл. подписи довольно широкая. НЭП подходит для большинства документов, с которыми мы имеем дело каждый день. Среди них:

И все же область применения  НЭП имеет ограничения. Например, ей не получится подписать счет-фактуру и воспользоваться при регистрации новых юридических лиц или сделок в государственных реестрах. Для таких документов потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП).